Родителям

 

Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Скачать

 

Полезная информация для родителей первоклассников

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.
К этим нормам нужно адаптироваться. Первые две недели обычно вызывают значительное напряжение у детей. И лишь к 5-6 неделе происходит постепенное приспособление (замедленный темп работы, неорганизованность, повышенная отвлекаемость, пассивность – симптомы дезадаптации, только после 2-3 месяцев).
Нужно сказать, что включение в новую деятельность (учебную) требует от ребёнка качественно нового уровня организации всех высших психических функций (внимание, память, мышление). Поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этого нового уровня. Оно происходит постепенно. Увеличивается объём внимания, оно становится лучше распределённым, непроизвольная память на яркие эмоциональные впечатления постепенно переходит в произвольную. Наглядно-образное мышление с опорой на наглядный материал постепенно переходит в логическое.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Ребёнок должен чувствовать значимость своей деятельности – это способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Правило 1
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины.
Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Тест для родителей младших школьников

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

Каждый ребенок имеет свои творческие задатки. Наиболее полно они раскрываются при чтении художественной литературы. Она пробуждает воображение, обостряет чувства, активизирует ум, развивает ассоциативное мышление. Все эти качества, указывающие на творческую одаренность, имеют свои внешние проявления. Вот тут-то и может оказать услугу предлагаемый тест, рассчитанный на вашу наблюдательность за читающим ребенком. Поставьте знак + у того варианта ответа, который больше соответствует качеству чтения вашего ребенка.

Когда ваш ребенок научился читать?

До школы.
В школе.
Какую литературу он предпочитает читать?
Художественную.
Научно-познавательную.
Чтение для вашего ребенка процесс скорее:
Эмоциональный или
Рациональный.
Чтение вашего ребенка обычно:
Целиком его захватывает или
Он читает нехотя, часто отвлекаясь.
Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок:
Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение или
Такого не бывало.
Играл ли он когда-нибудь в персонажи прочитанных книг?
Да, играл.
Нет, такого не было.
Стимулировали ли чтение желание ребенка что-либо нарисовать?
Да, он часто рисует по следам прочитанного.
Такого стремления не замечалось.
Бывало ли, что он плакал над прочитанным?
Да.
нет.
Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями?
Да.
Нет.
Пересказывая прочитанное, ваш ребенок:
Дополняет число своими придумками, подробностями.
Точно придерживается прочитанного текста.
Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок:
Вместе с конкурсантами ищет ответа на поставленные вопросы.
Не пытается отвечать.
Выполняет творческие задания по литературе?
Охотно.
Неохотно.
Перечитывает ли он свои любимые книги?
Да, он любит это делать.
Находит, что это пустое занятие.
Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок:
Нередко прибегает к литературным примерам, аналогиям, образам.
Никогда не ссылается на прочитанное.
Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?
Очень чутко реагирует.
Не обращает на это внимание.
Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер?
Выписывает поэтические описания, свои впечатления.
Записывает оригинальные мысли и необычные факты.

Если знаков + больше около ответов «1», то значит ваш ребенок исключительно талантлив, у него явно выражены гуманитарные способности, он мыслит образами, картинами, ассоциациями, и вам надо подумать о том, как дальше организовать его чтение, чтобы развить его одаренность еще больше.

Побуждайте его к устным и письменным высказываниям о прочитанном, к играм в персонажей, к рисункам и другим творческим работам по следам прочитанного, поощряйте его фантазии, вызванные книгой, позаботьтесь, чтобы в репертуар его чтения вошла классика детской литературы.

Если знаков + больше возле ответов «2», то ваш ребенок талантлив в другом отношении: у него познавательная направленность интересов, он склонен к точности в выражении мысли, к научному анализу явлений. Не исключая лучших художественных произведений из репертуара его чтения, вам надо позаботиться о подборе для него хороших научно-познавательных книг.

«На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку»?
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе
1 балл, если нет – 0 баллов: 

Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым. 
• Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует. 
• Современные школьные программы чересчур сложны. 
• Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость. 
• Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие. 
• Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток. 
• Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа – ночник. 
• Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников. 
• У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатка. 
• Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно. 
• Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели. 
• В детстве всем необходимы занятия спортом. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого. 
• Повзрослев ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них. 

Итоги: 15 – 20 баллов.
Отец:
Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка. 
Мать:
вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно 

8 –11 баллов
Отец:
в воспитании ребенка существует отстраненность 
Мать:
ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в жизни. 

Менее 8 баллов
Отец:
Не судите слишком строго своего ребенка. 
Мать:
Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения. 

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта банальная истина тем более актуальна, когда речь идет о болезни, полностью излечиваемой лишь в 7% случаев (именно таков процент абсолютного избавления от наркотической зависимости в развитых странах). Все родители желают добра своим детям. Калеча им жизнь, они попросту не ведают, что творят. Поэтому полезно задаться вопросом: а не унаследовали ли я от своих родителей бациллу несвободы, не кроется ли в наших семейных традициях проклятие зависимости?
Практика показывает, что родителям, "подавляющим" своих детей и насаждающим в них "несвободу", очень трудно это осознать. Между тем, первичную самодиагностику на выявление такого родового наследия можно провести, ответив на простой тест:
Ложась спать, думаете ли Вы о том, "что день грядущий нам готовит"?
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Переходя улицу, Вы всегда соблюдаете правила движения?
а) всегда; б) обычно; в) почти никогда;
Если вас вызывает к себе руководитель, Вы испытываете тревогу:
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Часто ли Вы опаздываете на встречу:
а) почти всегда; б) иногда; в) практически никогда;
Если Вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то Вы:
а) с ходу вступаете в конфликт; б) реагируете по принципу: собака лает - ветер носит; в) молча переживаете обиду;
В споре вы:
а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения; б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента; в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта;
Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь; б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет; в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное;
По Вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:
а) рекомендациями специалистов; б) здравым смыслом и жизненным опытом; в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе.

Посчитайте набранные Вами баллы. Система предельно проста:
в вопросах 1-3 за ответ:
а) - 2 балла;
б) - 1 балл;
в) - 0 баллов.
В вопросах 4-6 за ответ:
а) - 0 баллов;
б) - 1 балл;
в) - 0баллов.
Вопрос 7 за ответ:
а) - 0 баллов;
б) - 2 балла;
в) - 1 балл.
Вопрос 8 за ответ:
а) - 2 балла;
б) - 0 баллов;
в) - 1 балл.
А теперь, посмотрим, что у нас получилось.
От 0 до 6 баллов -Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!
От 6 до 10 баллов. Ваша свобода органично сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.
Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.
Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.
Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".
Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.
Во много раз повышает риск приобретения ребенком зависимости и употребление матерью некоторых психоактивных веществ, в том числе и по медицинским показаниям. Если Вам довелось заболеть во время беременности, обязательно сообщите врачу о своем положении, чтобы он назначал лечение с учетом этого обстоятельства.

 

Полезная информация

Информация для родителей "Что будут сдавать школьники в новом учебном году"

ФИПИ: на ОГЭ с 2020 года будут ставить опыты и работать с приборами

Дети из малообеспеченных семей имеют право на ежемесячную социальную выплату на проезд



© 2012, urmail80@mail.ru